by Vera Glagoleva Based on stage play «A Month in the Country» by I. Turgenev

пресса о фильме

«Две женщины»: Признание в любви к Тургеневу от Рэйфа Файнса

Александр Константинов

В Смоленской области продолжаются съемки картины Веры Глаголевой «Две женщины» — экранизации классической пьесы Тургенева, одну из ролей в которой на русском языке исполняет британский актер Рэйф Файнс

КиноПоискпобывал на пресс-конференции со съемочной группой и подготовил рассказ о фильме.

«Две женщины» — одно из ранних названий комедийной пьесы Ивана Тургенева, великого русского писателя, одного из главных общественных хроникеров XIX века. Финальный вариант получил имя «Месяц в деревне». Это пьеса с непростой судьбой: между черновой редакцией произведения и ее окончательной публикацией прошло пять лет, все это время она постоянно подвергалась цензуре и правкам.

Непростая судьба сложилась и у экранизации с ее главными двумя женщинами, режиссером Верой Глаголевой и продюсером Натальей Ивановой. Это уже третья их совместная работа. На протяжении двух лет производство откладывалось из-за слишком плотного графика Файнса и длительной подготовительной работы с европейскими продюсерами, и в июле этого года наконец съемки начались.

Проект по праву можно назвать международным: фильм снимается при поддержке Великобритании, Франции и Латвии, а помимо Рэйфа Файнса, здесь задействованы французские и немецкие актеры, в том числе обладательница двух статуэток «Сезар» Сильви Тестю и немецкий актер театра и кино Бернд Мосс.

Действие ленты разворачивается в 1840-х годах, когда размеренную жизнь в усадьбе Ислаевых прерывает своим приездом молодой учительАлексей Беляев. И мать Наталья Петровна, и дочь Вера влюбляются в красивого гостя, а друг семьи Ракитин — пожалуй, самая трагическая личность пьесы — страдает от своих безответных чувств к Ислаевой-старшей.
Местом съемок был выбран живописный музей-усадьба Глинки в Новоспасском, целиком пропитанный духом тургеневской эпохи. Таких усадеб в России осталось не так много, многие из них запущены и находятся в плачевном состоянии, да и киношников в них пускают не слишком часто, поэтому съемочная группа считает эту усадьбу по-настоящему драгоценной находкой. И все же нетронутой территория усадьбы не осталась. Специально для съемок здесь была возведена изящная цветочная оранжерея, в которой будет снято несколько ключевых сцен. По задумке художников эта оранжерея с белыми цветами воплощает в себе мир и фантазии женщины тургеневского времени.

Об участии в картине Рэйфа Файнса стало известно еще в 2011 году. Тогда актер приезжал в Россию, чтобы занять место главы судейской коллегии на фестивале «Зеркало» в Иваново. Наталья Ивановарассказывает, что они с Верой Глаголевой сделали британцу предложение, особо не рассчитывая на положительный ответ: «Мы встретились с Рэйфом в дверях и рассказали ему о нашем проекте. Он сразу же выразил заинтересованность, рассказал нам о том, что любит Тургенева и хорошо знаком с образом Михаила Ракитина. Когда мы приехали на закрытие фестиваля, то Рэйф сам подошел к нам, поставил на стол рюмку водки и заявил: „Что ж, давайте обсуждать“».

Специально для роли Ракитина актер отпустил внушительные бакенбарды и начал изучать русский язык. Рассказывая о подготовке к фильму, Файнс продемонстрировал свои знания. Стоит сказать, что, несмотря на пока что очевидный акцент, он, определенно, добивается успехов. «Русский язык, равно как и русская душа, словно усадьба с множеством комнат, — рассказывает актер. — Чтобы во все заглянуть, не хватит и целой жизни. И все эти комнаты очень красивы. Они позволяют иностранцу продвигаться все дальше и дальше, но обязательно нужен русский друг, который в случае чего укажет вам, где находится запасной выход».
Вера Глаголева восхищается стремлением актера ближе познакомиться с русской культурой: «Он невероятно тонкий и глубокий человек. Он пытается читать „Отцов и детей“ в оригинале, он прочел огромную биографию Тургенева. Мы вместе ездили в усадьбу Тургенева в Спасском-Лутовиново, мы ходили в его московский музей на Остоженке. Там мы долго бродили по залу с экскурсоводом, а когда вышли, он сказал мне: „Ты можешь дать мне еще полчаса? Я хочу прогуляться здесь один“. И он гулял, впитывая в себя весь этот тургеневский дух».

«Новоспасское — это первая для меня возможность побывать в самом сердце русской глубинки, — рассказывает Файнс. — Одно дело, когда ты сидишь в Москве и читаешь книги Тургенева. Но, когда ты видишь наяву эти аллеи, слышишь шум воды и пение птиц, все это становится для тебя реальным и открывается с совершенно другой стороны».

Роли двух тургеневских женщин, матери и дочери, «находящихся на грани нервного срыва», исполнят Анна Астраханцева и Анна Леванова. Отца семьи сыграет Александр Балуев, уже работавший с Глаголевой, а его мать — Лариса Малеванная. Для народной артистки предложение сняться в экранизации стало весьма неожиданным: «Когда мне позвонили от Веры, то я сразу же спросила: „А вы меня не разыгрываете?“ Сейчас часто приходится отказываться от ролей, ведь если судить по многим сценариям, то весь наш мир делится на два типа людей: бандитов и полицейских. Интересные персонажи исчезли из кино. И я ответила на предложение: „Вы очень кстати мне позвонили. Как раз вчера я решила завязать с карьерой в кино“».

Актриса, писательница и режиссер Сильви Тестю сыграет компаньонку семьи Елизавету Богдановну. Для нее «Две женщины» станут не первой экранизацией русской литературы. Она уже снималась во французской киноадаптации «Идиота». «Я считаю, что сняться в русской классике — долг каждого французского актера. Ведь наша история и наш культурный путь имеют много общего. Взять, к примеру, Толстого иФлобера. А еще у русских и французов есть одно общее качество — крайне изощренный вкус».
Знакомые с оригинальной пьесой Тургенева читатели могли заметить, что возраст некоторых актеров на порядок выше, чем возраст героев произведения. Ракитину, к примеру, по книге 30 лет. Возрастные критерии были изменены намеренно. Режиссер объясняет это тем, что во времена Тургенева тридцатилетний возраст «считался уже практически бальзаковским, поэтому было решено «состарить» персонажей для лучшего понимания картины. Рэйф Файнс в этом проблем не видит:«Было бы обидно отталкиваться лишь от возраста. В таком случае мы бы не смогли увидеть множество прекрасных ролей. Великий британский актер Майкл Редгрейв, например, приехал в Москву и сыграл Гамлета в возрасте 52 лет».

Для того чтобы лучше передать дух эпохи, было принято коллективное решение снимать картину на пленку. С особым воодушевлением об этом рассказывает латвийский оператор Гинтс Берзиньш, чьей работе в фильме «Потери» в свое время выразил восхищение Вонг Кар Вай«Это было наше самое прекрасное техническое решение. Время пленки уходит, и в скором времени вряд ли кто-то сможет взять на себя такую смелость. Здесь очень важна пластика изображения. В оцифрованной версии актер создает совсем не то ощущение, а на пленке он оживает, он дышит и движется более естественно».

Взяв за основу классический материал и снабдив его классическими приемами, съемочная группа поставила перед собой непростую задачу заинтересовать современного зрителя. «Удивительно, что Вера взялась за столь рискованный проект, — рассказывает Александр Балуев. — Она понимала, что отчасти обрекает себя на некую бесконтактность, что мало кому из поколения, которое в наше время ходит в кино, было бы интересно это смотреть. Она пошла на удивительную и рискованную историю, и я благодарен ей за это. Надеюсь, что люди все равно увидят этот фильм и будут восхищены».
Сама Глаголева разделяет разочарование Балуева в отсутствии интереса к классическим сюжетам: «Очень хочется, чтобы классика смогла пробиться через сегодняшний день. Мы долго не могли пройти всевозможные конкурсы, нас все время отстраняли и говорили открыто: „Классика никому не нужна. Народ не будет ходить в кинотеатры“. Но Рэйф верил в нас и постоянно поддерживал. Именно это и послужило огромным стимулом к работе».

У «Двух женщин» пока что нет российского дистрибьютора, зато есть серьезные намерения в отношении зарубежного проката, отвечать за который будет француз Лоран Данелю.

Премьера картины запланирована на 2014 год.