by Vera Glagoleva Based on stage play «A Month in the Country» by I. Turgenev

пресса о фильме

Сайт "sntat.ru": "Две женщины" Веры Глаголевой: сделано с любовью (08.09.2014)

«Две женщины» Веры Глаголевой: сделано с любовью
В Казани продолжается фестиваль мусульманского кино. Одной из долгожданных премьер здесь стала картина «Две женщины» по пьесе И.С.Тургенева «Месяц в деревне».

 «Две женщины» -  пятая режиссерская работа Веры Глаголевой, но первая с участием мировых кинозвезд. 

Действие картины происходит  во второй половине ХIХ века, в богатой усадьбе помещика Аркадия Ислаева и его жены Натальи Петровны. В дом после долгого отсутствия приезжает  давно влюбленный в хозяйку «друг семьи» Михаил Ракитин и сразу же замечает перемены в Наталье Петровне. Поначалу ему не приходит в голову связать их с домашним учителем Беляевым, нанятым на летние месяцы для обучения сына Ислаевых Коленьки. А между тем Беляев, недавний студент и разночинец, взбудоражил сонное деревенское благополучие обитателей усадьбы. Явно неравнодушна к молодому человеку и юная воспитанница дома -  Верочка. Две женщины – Наталья Петровна и Верочка - запутались в захватившем их любовном круговороте, в центре которого оказался Беляев. Нарушены недавняя нежная дружба и покровительство старшей по отношению к младшей. Неожиданно для них самые ровные, дружественные взаимоотношения переходят в ревность и соперничество. Безответно влюбленный Ракитин - свидетель, молчаливо страдающий наблюдатель этих бурных переживаний. У каждой из женщин своя драма. Одна - красавица в самом расцвете, но вместе с тем и в томительном предчувствии увядания, в тайных страхах, что внезапная любовь станет для нее последней. Другая - вся в юных надеждах, тревогах первой влюбленности и трудностях неожиданного взросления. В фильме заняты актёры из нескольких стран Европы. Это знаменитый  Рэйф Файнс из Великобритании, француженка Сильви Тестю, сыгравшая Елизавету Богдановну, и этнический немец Бернд Мосс в роли учителя Шаафа. Замечательны в фильме и русские актеры: красивая, женственная, чувственная и умная Анна Астраханцева в роли Натальи Петровны. Как тонко она ведет партитуру своей роли, когда вскользь, рассеяно, словно опасаясь выдать себя интонациями, говорит о новом учителе! Налицо  внутренний конфликт героини, который внешне  дает о себе знать несвойственным ей раздражением. Как искусно они в паре с  Рэйфом Файнсом «плетут кружева» своих философских бесед, как тонко разыгрывают диалог в саду, когда говоря о природе, а в действительности говорят друг другу гораздо большее. 

«Посмотрите, Наталья Петровна, как хорош этот темно-зеленый дуб на темно-синем небе, - произносит герой Рэйфа Ракитин, не глядя на этот самый дуб и не отрывая глаз от лица Натальи Петровны. - Он весь затоплен лучами солнца, и что за могучие краски... Сколько в нем несокрушимой жизни и силы, особенно когда вы его сравните с той молоденькой березой... Она словно вся готова исчезнуть в сиянии, её мелкие листочки блестят каким-то жидким блеском, как будто тают, а между тем и она хороша...» И еще молодая, в расцвете сил, но уже предчувствующая приближение увядания Наталья Петровна понимает, что сравнение ее с прекрасной уже только потому, что она ослепительно молода, Верочкой, не в её пользу. Она сердится, откровенно заявляя, что ей неприятен этот разговор. 

Безупречен Александр Балуев в роли мужа Натальи Петровны — Ислаева. Как трогательно он, узнав, что у его друга  роман с его женой, соглашается «дать ей волю», при этом понимая что не может жить без неё. Очень точно сыграна старушка - мать Аркадия Ислаева Ларисой Малеванной. Хорош Сергей Юшкевич в роли доктора, мечтающего о тройке лошадей и потому предприимчиво сватающего своего соседа Большенцова (Василий Мищенко) юной Верочке. Дебютанты также с честью выдержали экзамен: очень непосредственной, милой была  Анна Леванова в роли Верочки, дерзким и  застенчивым одновременно, как и полагается молодому человеку, сердце которого еще не обожгло  сильное чувство, Алексей Беляев в исполнении Никиты Волкова. Вера Витальевна отметила, что в этом проекте подобралась исключительная команда и просила зрителей при просмотре обратить внимание как на игру актёров, так и на творчество оператора,  «У главного героя при соприкосновении с любовью даже лицо меняется! И этого нельзя не заметить!».

Акцентировала внимание зрителей режиссер и на сочной работе оператора Гинтца Берзиныша из Литвы, который создал красивейшие планы природы, усадьбы середины девятнадцатого века. Вообще атмосфера дворянской усадьбы в «Двух женщинах» - тема особая, потому что атмосфера эта подлинна настолько, что кажется с головой окунаешься в шелест листьев, слышишь пение птиц в роще и недовольное жужжание осы, залипшей в сладкой патоке, и чувствуешь на губах вкус малинового варенья, которое, по словам хозяина дома, «удалось». 

Напомним, что Вера Глаголева пять лет назад была участницей Казанского кинофорума, тогда ее фильм «Одна война» получил высшую награду - Гран при.  «Публика в этом городе осталась такой же прекрасной,  - сказала Глаголева. -  Мне очень приятно и лестно видеть так много людей в этом зале, мы очень надеемся, что фильм вам понравится. Мы делали его с любовью». 

Оригинал здесь