by Vera Glagoleva Based on stage play «A Month in the Country» by I. Turgenev

пресса о фильме

Андрей Максимов: ГОВОРИ МНЕ О ЛЮБВИ

На прошлой неделе состоялся первый показ нового фильма Веры Глаголевой "Две женщины" по мотивам пьесы И.С. Тургенева "Месяц в деревне".

Вера Витальевна Глаголева человек смелый. И решительный. И вообще, и во всех частностях. Четыре года она вынашивала идею картины по знаменитой пьесе Тургенева! Она искала деньги, она доказывала, она знакомилась со знаменитым Рэйфом Файнсом, потому что без него не представляла своей работы.

За эти годы чего только не происходило в нашей вечно меняющейся стране и вокруг! Менялись вкусы, менялись моды... Веру все это не волновало: она была одержима идеей.

Повторю: четыре года! Работала над сценарием, когда еще не было денег. Знакомилась и договаривалась с Файнсом, когда денег было мало. Нашла усадьбу, где должна сниматься картина, когда съемки многим казались мечтой.

Вера Глаголева вообще никогда просто так кино не снимает. Знаете, как оно бывает: предложили - сняла? Тут нет. Тут каждый фильм - высказывание.

Не потеряли ли мы умение вглядываться в красивые лица людей и познавать самое важное в человеке?

Последний (впрочем, теперь уже предпоследний) фильм Глаголевой "Одна война" доказал, что знаменитая актриса серьезный и интересный режиссер, из той редкой породы "мастеров экрана", которые хотят в своих картинах разговаривать только и сугубо про главное в жизни.

И вот - Тургенев...

Я смотрю эту очень красивую картину, в которой прекрасны лица актеров и восхитительны пейзажи, и думаю вот о чем: "Когда и почему мы решили, что разговоры о политике - это важно, а разговоры о любви то, что от важного отвлекает?"

Ведь прежде чем человек начнет заниматься всякими "судьбоносными" делами, он должен родиться, а это чаще всего происходит в результате любви.

И вот еще что. Я давно заметил: любовь - это такое зеркало, которое отражает человека очень истинно. Скажи мне, как ты умеешь любить, и я скажу тебе, кто ты. Причем любовь - это, если можно так сказать, очень "свободное зеркало", как бы ни приукрашивал ты себя, как бы ни старался зеркало осветить "покрасивше", оно все равно отражает суть твою.

Герои фильма "Две женщины" делают только одно: любят. Не в современном, несколько пошловатом смысле, а подлинно, истинно, по правде.

Два эпизодических персонажа, грандиозно сыгранные Василием Мищенко и Сергеем Юшкевичем, два полюса любви. Стеснительная, робкая, рожденная одиночеством любовь героя Мищенко и нагловатая, циничная героя Юшкевича. Эти два персонажа как бы создают фон, на котором разворачивается мелодраматическая история. Пять мощных человеческих фигур. Пять совершенно разных чувства, каждое из которых называется "любовь". Пять мощных актерских работ.

В центре, понятно, две дамы. Немного усталая, немного циничная и много несчастная героиня Анны Астраханцевой и юная, восторженная, любящая жизнь и совсем не готовая с ней сражаться Верочка в исполнении юной Анны Левановой.

То, что Астраханцева замечательная актриса, любители театра и кино знают. А вот Анну Леванову советую запомнить: нечасто в кино случаются столь мощные дебюты.

Вслед за великим Тургеневым Глаголева препарирует любовь: что там, внутри? Чем держится, чем движется эта любовь? Хватит ли у людей, ее испытывающих, сил и благородства не только принять любовь, но и не сломаться от нелюбви?

Александр Балуев играет хозяина имения виртуозно. Мощный, сильный человек - хозяин! - теряется перед житейскими проблемами. Балуев играет глубокого человека, который словно бы стесняется своей глубины.

Его парная сцена с Рэйфом Файнсом поразительна! Два мужика. Два человека, для которых слова "честь и достоинство" не пустой звук, а основа жизни. Эта сцена серьезный участник наших бесконечных споров о русском человеке. Вот она где, основа: в отношении к женщине, в том, как русский человек может, во-первых, думать о своей любимой и только в двадцать пятых о себе самом.

Понятно, почему Глаголева так хотела, чтобы Ракитина сыграл именно Файнс. Это не просто замечательный, но это очень глубокий актер, способный одним взглядом, одной полуулыбкой, одним поворотом головы рассказать о своем герое столько, сколько иной актер и за сериал не расскажет.

Молодому Никите Волкову было, наверное, трудно в такой компании. Но он справился. Следить за его персонажем интересно.

Любовь - это такое зеркало, которое отражает человека. Скажи мне, как ты умеешь любить, и я скажу тебе, кто ты

Я почему про актеров так много говорю? Потому что для меня в этой картине самым интересным было следить не за развитием сюжета, а вот именно за тем, как любовные страсти раскрывают людей. Как человеческие отношения "отзеркаливают" человеческие чувства.

Есть фильмы, которые как бы хватают зрителя, приковывают к экрану: смотри, мол, не отрывайся. Вера Глаголева сняла совсем иное кино. Если угодно, "Две женщины" - это проверка для зрителя. Будет ли ему интересно подробное и глубокое исследование человека?

Не потеряли ли мы умение вглядываться в красивые лица людей и познавать самое важное, самое сущностное в человеке? После всего, что мы видим по телевизору и во многих театральных и киноработах, не растеряли ли мы любовь к прекрасному и величественному?

И, может быть, самый главный вопрос: интересен ли нам человек, находящийся наедине с самим собой и со своими чувствами? Или мы уже настолько политизированы, что нам не до открытых человеческих чувств?

Надо быть не просто талантливым, но очень смелым художником, чтобы сегодня ставить такие вопросы и ставить их так.

Но Вера Витальевна Глаголева режиссер смелый. Это уж будьте уверены.

Андрей Максимов,
писатель, телеведущий

Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N6421 от 7 июля 2014 г.