by Vera Glagoleva Based on stage play «A Month in the Country» by I. Turgenev

пресса о фильме

Лариса Островская: ДВЕ ЖЕНЩИНЫ И ТРОЕ МУЖЧИН

Прежде чем приступить к просмотру нового фильма Веры Глаголевой «Две женщины» (2014, 100мин, цветной, 35мм), анонсированного как экранизация известнейшей пьесы И.С. Тургенева «Месяц в деревне», потянуло к прочтению оригинала, оживлению в памяти впечатлений от многократно виденных театральных постановок,  к размышлению о востребованности сегодняшним зрителем истории о делах давно минувших дней. Подумалось также о побудительных причинах обращения к неувядающей классической драматургии И.С. Тургенева, которая даже современной ему критикой почиталась умеренно сценичной и излишне литературной. Решимся предположить, что  сработал некий детектор, сообщивший об усталости зрителя от потока экранных  нелюдей и уродов, стрельбы и кровищи, социальной черноты и непроглядности, матерщины и обнажёнки. Возможно, что такая же усталость давно настигла и авторов картины, которые в своём творчестве нарочито избегали этого разрушительного «киномейнстрима». Достаточно взглянуть на фильмографию В.Глаголевой и продюсерский актив Н.Ивановой.

Итак. В очередной раз из театрального кубического замкнутого пространства две Женщины и трое Мужчин, связанных в клубок обуревающими их страстями, единством места и времени, переместились на широкий экран, обладающий возможностью не только рассказать, но и показать в художественных подробностях  и образах жизнь персонажей и окружающий их мир. Вдохнуть воздух, раздвинуть стены, выйти на простор полей и парков, дать людям пространство для движения, соответствующего логике их внутреннего состояния.

Действие фильма происходит в течение 3-х дней во второй половине августа (на что указывают: яркий натюрморт из горы яблок – «Яблочный Спас» и приближающиеся именины Натальи –26 августа) в дворянской усадьбе богатого помещика  Аркадия Ислаева, расположенной в живописнейшей среднерусской провинции. Действующие лица – его жена Наталья Петровна  (29 лет), воспитанница – сирота Верочка (17 лет), друг семьи Михаил Ракитин (30 лет) студент – учитель на кондициях Алексей Беляев (21 год). Так в пьесе, так и на экране. Сценаристы – Светлана Грудович, Ольга Погодина, при участии Веры Глаголевой. Разговорные тексты побуквенно соответствуют оригиналу, из которых складывается драматургия жизни героев, их переживаний, страстей,  взаимоотношений, нравственных мук и преодолений.

Режиссура и камера (оператор Гинтц Берзиньш) к текстовой вязи тонко и изящно добавляют визуальные образы главных героев, картины поместного быта, красоты окружающей природы и портретно яркие индивидуальные лица ближнего окружения, что в совокупности  создает цельное, живописное, проникновенное и очищающее душу полотно. Очищающее потому, что с экрана со зрителем взаимодействуют  люди красивые, нравственные, интеллектуальные, не без слабостей, но честные. Не картинные, не схоластичные, а живые, осязаемые и понятные.

Главная персона в квинтете  двух Женщин и трёх Мужчин – Наталья Петровна, жена, мать семейства, красавица, украшение светского круга, объект безумной любви мужа и тихой, всепоглощающей влюблённости Ракитина. За 150 лет сценической жизни пьесы, какие только выдающиеся актрисы  всех времён и народов ни играли эту роль – Мария Савина, Мария Ермолова, Ольга Книппер, Ингрид Бергман, Ольга Яковлева. И вот теперь Анна Астраханцева-Вартаньян - актриса театра и кино, режиссёр. Питерская по месту пребывания и работы, но родом из Саратова – кузницы знаменитых лицедеев. Эта роль  - украшение фильма и бесценный подарок зрителям. Большеглазая красавица в стиле 19 века, под стать портретам Натальи Гончаровой, изысканно пластичная, многокрасочная и многоголосая, органичная историческому костюму и куафюрам. Её «месяц» начался с появления в доме Алексея Беляева, в которого она влюбилась с первого взгляда.  Чувственный шок, созревание внутренней бури длилось 28 дней, пока  её смятение, задёрганность, неврастения ни выплеснулись, как вулканическая лава, наружу и стали очевидными и для неё и для окружающих. Она затевает разговор с Беляевым под запоздалым предлогом заботы о сыне. Открывается, собственно, постороннему человеку о своём детстве. Из этого разговора следует,  что раннее замужество было удобным случаем вырваться из  семьи, скрыться от деспотии больного отца,  да и партия была завидная. Но секс был и в 19-ом веке!  Молодой человек разбудил в ней неведомые доселе силы и ощущения. Случилась первая чувственная любовь непреодолимой силы. Если хотите, «Солнечный удар» или драма Анны Карениной.

Молодой человек разбудил чувственность и юной Верочки. Благостные, мирные, родственные отношения двух женщин сменяются жгучей ревностью и подозрительностью, которые навсегда разрушают уклад жизни этого дома. Роль Верочки в театре играли многие известные наши актрисы и Анна Астраханцева, и Полина Кутепова, и Елена Коренева в знаменитом эфросовском спектакле. Справилась с этим образом и дебютантка  Анна  Леванова.

Трое мужчин, каждый из которых любит Наталью Петровну,  но ни один из них не может дать ей счастья. Первая скрипка в этом мужском трио - Михаил Александрович Ракитин в исполнении английского актёра и режиссёра, звезды мирового масштаба – Рэйфа Файнса. Его Ракитин – барин  интеллектуал, эстет, безнадёжно влюблённый, довольствующийся ролью друга и поверенного в сердечных делах Натальи Петровны. Рэйф Файнс - знаток русской классики мечтал о роли Ракитина  и сыграл её в духе своего понимания русского характера.  Его игра тиха, мелодична, грустна. Принося своё чувство в жертву сохранения тайны и  покоя в семье друзей, развязывая своим самоустранением узел, чреватый разрушением жизней нескольких дорогих ему людей, он остаётся внешне спокойным,  и только, чуть склонённая к плечу, голова и грустные глаза выдают его душевную боль. Файнс в полной мере воплотил те черты, которыми И.С. Тургенев, по мнению критика Е.А. Соловьёва, наделял своих литературных мужчин – «несомненное рыцарство, умеренное тщеславие, идеализм, склонность к меланхолии, огромный ум и надломленная воля». Аркадий Ислаев  – энергичный хозяин поместья, не хватает звёзд с неба, знает себе цену, отличный семьянин,  доверчивый и непроницательный муж.  Вот таков Ислаев в убедительном исполнении Александра Балуева.

И наконец, Алексей Беляев – возмутитель женского и собственного спокойствия. В него влюблены все женщины этого дома от хозяйки до горничной Кати. Он очаровал мальчика Колю, он нравится Ракитину. В этой роли дебютировал актёр Никита Волков.

 Если представить себе типаж этого молодого человека по косвенным, отчётливо обозначенным в контексте фильма, приметам, то мог бы получиться следующий портрет. Столичный студент из разночинцев, хорош собой, гибок и силён, не мальчик, а 21-летний, по старым меркам вполне сформировавшийся  человек (в этом возрасте Евгений Онегин дрался на дуэли), имеющий опыт общения с женщинами, рукодельный (лук, воздушный змей, рисунки, фейерверк),  читающий Шопенгауэра, знаток ружейной  охоты на птиц. Для воплощения такого  образа - возбудителя неистовых женских страстей  Беляев -  Волков представляется несколько монотонным, зажатым,  анемичным (у Анатолия Эфроса Беляева играл Олег Даль, а в Лондоне - Джозеф Файнс, брат Рэйфа).

Заслуживает внимания тщательность режиссуры, например, в сцене объяснения доктора Шпигельского (Сергей Юшкевич  из «Современника») с Лизаветой Богдановной (известная французская актриса Сельви Тестю). Сцена происходит в конюшне, это штрих к раскрытию главного пристрастия доктора – любви к лошадям. Не зря же он подрядился выступить в сомнительной  роли свата по просьбе помещика Большинцова, который пообещал ему «тройку  удалых» за успех дела. Бессловесный, величественный садовник в оранжерее собирает осколки вазонов, разбитых то ли от удара грозовых молний, то ли от шквала человеческих страстей.

Изобразительный  и образный ряд картины очень красив и нарочито смотрится как музейное живописное полотно руки братьев-живописцев  Васнецовых. Женским образам присуща артистическая утончённость вполне в духе высказывания Максимилиана  Волошина :  «Тургенев стыдливо и мечтательно идеализировал женщину». Костюмы героев до мелочей достоверны и красивы. Архитектура фасада барского дома, оранжерея, мебель, одежда дворовых, полевые уборочные работы, сборы фруктового урожая – всё это тщательно продумано, исполнено и органично встроено в полотно экрана. Внешняя живописность и картинность природы, осязаемый аромат листвы и травы, свойственные  писателю, как базовая составляющая его литературного стиля,  в  добросовестной мере воспроизведены в фильме.

В создание атмосферы картинной живописи, сна – воспоминания об ушедшем времени, вносит свой вклад музыка. В специальной симфонической партитуре известного композитора Сергея Баневича порой слышатся мелодика и ритмика вальсов А.Бородина и Г.Свиридова. Музыкальный ряд подчас напоминает заботливого наставника или няню, готовую прийти на помощь, если вдруг актер или камера « не додадут» нужного настроения и художественной выразительности.  Но и тогда, когда актёры и камера прекрасно справляются, а режиссёр на минутку отвлёкся, музыка – няня предусмотрительно подставляет своё звуковое плечо. Поэтому иногда музыкальный ряд кажется перенасыщенным и преувеличенным, а заботы « муз - няни»  чрезмерными.

 Фильм «Две женщины» ещё не дошёл до широкого зрителя, но побывал на нескольких отечественных и зарубежных фестивалях. Уже прозвучали некоторые отклики и замечания.  На общем благожелательном фоне одна из претензий состояла в том, что  фильм слишком академичен, и в нём не состоялось нового прочтения классики. Ответ на это замечание - упрёк можно найти в отзыве зрителя из зала «Фестиваля российского кино в Канаде», который 5 ноября сего года открывался этим фильмом. «Моя благодарность, прежде всего, главным творцам – зачинателям: режиссёру Вере Глаголевой, продюсеру Наталье Ивановой, сценаристам. Безмерно благодарна им за сохранённую классику, за то, что они не втиснули в неё никакой модернизм, не причесали её по современной моде, не выхолостили никакими современными средствами,  не устранили, и даже, не отодвинули Тургенева. И поэтому получился фильм умный, духовный, как мудрая притча. И в то же время ненавязчивый, деликатный. Какое дивное художественное полотно, светлое, благоухающее свежестью здорового леса и полевых трав, промытых тёплым сильным, очищающим дождём. Оператор – тонкий художник с исключительным чувством меры. А какие цельные конкретные образы. Каждый герой – отдельная драма и отдельная победа. Потому что каждый после изнурительной борьбы с самим собой вышел из неё победителем, состоялся и остался человеком в самом высоком смысле этого понятия.

Лариса Островская,
Вице-президент Федерации киноклубов РФ