by Vera Glagoleva Based on stage play «A Month in the Country» by I. Turgenev

пресса о фильме

"Народная газета".Вера Демидова."Две тургеневские женщины – это очень много".

В конце августа в старинной усадьбе под Смоленском – в Музее им. Михаила Глинки – завершились съемки фильма Веры Глаголевой «Две женщины» по пьесе И.С. Тургенева «Месяц в деревне».

Этот международный проект – копродукция России, Франции, Латвии, при участии Великобритании, при поддержке Фонда кино, Минкульта РФ и Eurimage – осуществляет продюсерская компания «Хорошо продакшн» во главе с Натальей Ивановой. Проект «Две женщины», по итогам открытого заседания по защите проектов в Минкульте, оказался в числе победителей. Авторы сценария – Светлана Грудович и Ольга Погодина, при участии Веры Глаголевой.

В эпоху зрелищного кино, когда на первый план выходят компьютерная графика и спецэффекты, Вера Глаголева решила перенести на экран камерную пьесу, в которой все построено по Станиславскому, «на тончайших изгибах любовных переживаний». Напомним, что действие разворачивается в усадьбе помещика Ислаева и его жены Натальи Петровны. Приезд в имение учителя Беляева, недавнего студента и разночинца, взбудоражил сонное общество и опрокинул в никуда нежную дружбу Натальи Петровны и ее воспитанницы Верочки. Они оказались соперницами. «Психологические кружева, которые мастерски плетет Тургенев, – замечено Станиславским, – требуют от актеров особой игры, которая позволяла бы зрителю любоваться причудливыми взаимоотношениями любящих, страдающих, ревнующих сердец».

Вера Глаголева называет пьесу «интернациональной», поскольку она широко ставилась в мире. И замечает: «Мне хочется, чтобы в героях фильма зрители узнавали самих себя – хотя бы и в одеждах XIX века. Да, жизненные критерии поменялись, но нравственные проблемы остались те же. Кому адресована эта история? Любому, кто ищет искренности в современном мире, кто не потерял способности «слышать» сердцем, кто не боится любить».

Ивана Сергеевича Тургенева, исконно русского человека по рождению и воспитанию, современники считали настоящим «гражданином мира». Европа, и в особенности Франция, занимали важное место в его личной и творческой жизни. Любовь к Полине Виардо заставила писателя покинуть Россию на долгие годы. Во Франции, в Буживале 22 августа (3 сентября) 1883 года он и окончил свои дни.

Из четырех пьес, написанных Тургеневым, больше всего известна «Месяц в деревне» (1850 г.). Рукопись увидела свет в 1855 году. По воле цензоров название несколько раз менялось. Фильм Веры Глаголевой будет называться так, как изначально хотел назвать ее автор, – «Две женщины».

В фильме роль Натальи Петровны играет Анна Астраханцева (см. фото). «Я всю жизнь мечтала об этой роли, – говорит актриса. – В студенческие годы выходила на сцену Верочкой и всегда надеялась, что когда-нибудь сыграю Наталью Петровну. Счастье, что актерские мечты иногда сбываются. Для меня мистика еще и в том, что моим партнером оказался великий Рэйф Файнс».

Да, главный сюрприз для зрителей в том, что Ракитина сыграет звезда мирового кино, британ-ский актер, режиссер и продюсер Рэйф Файнс (см. фото), известный прежде всего по ролям Хитклиффа в нашумевшей экранизации романа Эмили Бронте «Грозовой перевал», а также Амона Гота в «Списке Шиндлера» Спилберга. Актер снимался у Питера Гринуэя,  Роберта Рэдфорда, Энтони Мингелла, Иштвана Сабо, Кэтрин Бигелоу, Стивена Долдри. В фильмах о Гарри Поттере сыграл злодея Волана-де-Морта. В январе прошлого года Рэйф Файнс представлял в Москве свой фильм «Кориолан» по пьесе Шекспира, где выступил в качестве режиссера и сыграл главную роль.

Что до русской классики, Рэйф – ее знаток и любитель. Ведь это он сыграл Евгения Онегина в фильме своей сестры Марты Файнс. Артист по-настоящему увлечен ХIХ веком, ему нравятся костюмы, интерьеры, а главное – лица ушедшей эпохи. «Я хотел бы жить в том времени», – говорит он. А о роли Ракитина, оказалось, давно мечтал. Ради нее британец в течение нескольких месяцев по восемь часов в день изучал русский язык.

– Каждый день думаю о Тургеневе, – признался актер журналистам, приехавшим на съемки фильма. – Поездка в Спасское-Лутовиново была, наверное, самым вдохновляющим путешествием в моей жизни. Там я смог представить себе жизнь писателя, и это помогло составить впечатление о его личности. В пьесе «Месяц в деревне» Тургенев предвосхитил чеховский театр. Он обстоятельно описывает внутреннюю жизнь своих персонажей. А тургеневский Ракитин всегда привлекал меня.

– Первое, что замечают иностранцы, приезжая в Россию, это большие расстояния, сразу возникает ощущение, что все находятся далеко друг от друга. Приехав, я провел два месяца в Москве, учил свою роль на русском языке. Это было непросто. Оказавшись в усадьбе, понял, что счастлив быть здесь. Невольно вспоминаю детство, ребенком я жил в деревне. После Москвы тишина очень радует.

В фильме снимаются популярные российские актеры: помещика Ислаева играет Александр Балуев, Игнатия Ильича Шпигельского – Сергей Юшкевич, Анну Семеновну, мать Ислаева, Лариса Малеванная, Афанасия Ивановича Большинцова, жениха Верочки, – Василий Мищенко. В ролях Верочки и студента Беляева дебютируют Анна Леванова и Никита Волков. Шаафа, учителя немецкого языка сына Натальи Петровны, играет популярный немецкий артист театра и кино Бернд Мосс.

В роли Елизаветы Богдановны, компаньонки Натальи Петровны, – французская актриса, режиссер и писатель Сильви Тестю. У нее более 25 ролей в кино, двое детей и пять книг. Издательский Дом Мещерякова недавно выпустил на русском языке ее новый роман «Девочки». Свою роль в «Двух женщинах» актриса самостоятельно выучила на русском языке. У Сильви есть опыт работы над русской классикой, она играла в «Идиоте» Достоевского. «Ушедшая эпоха привлекательна отношениями между людьми, – сказала актриса на пресс-конференции. – В русской литературе они всегда конкретны, но очень сложны. И это – вне моды. Безнадежная любовь, сомнения, внутренние терзания – все эти чувства требуют от актера намного больше, чем просто этюда на сцене. Все это развивает  душу, и чтобы сыграть подобную роль, надо учиться жить каждый день».


Оригинал здесь.