by Vera Glagoleva Based on stage play «A Month in the Country» by I. Turgenev

пресса о фильме

Рэйф Файнс: «Мой Онегин был циником, а Ракитин - джентльмен…»

Специальный корреспондент "Вечерней Москвы" Наталья Боброва побывала на съемочной площадки для нового фильма Веры Глаголевой «Две женщины» по пьесе Ивана Тургенева «Месяц в деревне».

… Из Москвы мы ехали пять часов. Автобус как машина времени перенес нас в Х1Х век – с непременной барской усадьбой, ленивыми борзыми, романтичной оранжереей, темными прудами, тенистым парком, в котором так приятно выяснять отношения…

Смоленская область, родовое имение композитора Михаила Глинки. Именно эта красивая старинная усадьба - Музей им. М.И. Глинки была выбрана в качестве съемочной площадки для нового фильма Веры Глаголевой «Две женщины» по пьесе Ивана Тургенева «Месяц в деревне».

«Две женщины» были задуманы Верой Глаголевой и Натальей Ивановой еще три года назад. Это большой международный проект, ко-продукция России, Франции, Латвии, при участии Великобритании, при финансовой поддержке Министерства культуры России, Фонда кино и Европейского Фонда кино Eurimage. Одну из ролей - Михаила Ракитина, друга семьи, давно и безуспешно влюбленного в Наталью Петровну, – играет легендарный Рэйф Файнс, герой «Английского пациента», «Списка Шиндлера», «Кориолана» и антигерой «Гарри Поттера». Актер высочайшего уровня, по мнению Веры Глаголевой.

Но как он оказался в проекте Веры Глаголевой?

Файнс меня удивляет: скромно улыбаясь, посверкивая лазурными глазами (Линзы? Нет!) отвечает по-русски! Не зря-таки учил последние полгода наш трудный язык!

- Два года назад на фестивале «Зеркало» я встретил Веру Глаголеву и Наталью Иванову, - вспоминает актер. – И они пригласили меня играть в своем фильме. Я был очень рад и согласился.

- И не просто согласился, а дал нам письмо-подтверждение, - уточняет Вера Глаголева. – Это письмо Рэйфа было для нас как охранная грамота, нам он очень помогло. Хотя и Фонд кино, и Министерство культуры отказывало в финансировании два раза. Но когда мы звонили Рэйфу, он всегда успокаивал нас, говорил по-русски: «Все будет хорошо!» И все действительно стало хорошо.

Рэйф, именно тогда вы начали учить русский язык? Трудно пришлось?

- В русском языке, как и в русской душе, очень много информации. Много комнат. Не хватит жизни, чтобы все их увидеть. Но они дают возможность незнакомцу, иностранцу, пройти дальше и дальше.. Но обязательно должен найтись русский друг, который покажет, где находится пожарный выход.

Но решение приехать в российскую глубинку для европейской звезды очень неординарное…

- Для меня это было не очень трудное решение. Сейчас я играю с Сашей (Балуевым – Н.Б.), Сережей (Юшеквичем – НюБ.), Анной (Астраханцевой – Н.Б.) – по-русски. И это огромное счастье для меня - быть здесь с Верой и Натальей (Ивановой - продюсером картины – Н.Б.), быть в самом сердце российской глубинки. Одно дело – читать текст Тургенева в Москве, другое – здесь. Там они кажутся просто красивыми. Здесь они становятся для тебя резкой действительностью. Ты видишь, как свет падает на деревья, как шумит вода, как прилетают птицы – и текст открывается по-другому… Вообще я хотел бы жить в том времени.

А сегодняшняя Россия чем удивила?

- Первое, что замечают иностранцы, когда приезжают в Россию, это большие расстояния, ощущение того, как далеко все находится друг от друга. Я сначала провел два месяца в Москве, во время которых учил свою роль на русском языке. Это было непросто. Оказавшись в усадьбе, я понял, что счастлив быть здесь. Невольно вспоминаю свое детство. Ребенком я долгое время жил в деревне. После Москвы тишина и спокойствие деревни очень радуют. И, как мне кажется, за усадьбой Глинки хорошо ухаживали все это время. Лето, когда все покрывается зеленью, заставляет нас думать о том, насколько плодовиты леса, поля, обо всем об этом мы можем прочесть у Тургенева в его «Записках охотника». Он очень тонко описывал природу. Вот это в первую очередь привлекло мое внимание: описания природы в его произведениях перекликаются с местными пейзажами.

Вы узнали для себя что-то новое о Тургеневе?

- Я каждый день думаю о Тургеневе. Я ездил в Спасское-Лутовиново. Это, наверное, было самым вдохновляющим путешествием. Там я смог представить себе его жизнь, это очень помогло составить впечатление о его личности.

Как писатель он вам близок?

- Есть много писателей, которых я для себя считаю важными. Тургенев в своей пьесе «Месяц в деревне» предвосхитил чеховский реалистичный театр. Он тонко и с подробным вниманием и пониманием описывает внутреннюю жизнь своих персонажей.

А Ракитин чем интересен?

- Меня всегда привлекал тургеневский Ракитин. Однажды мне предложили сыграть его на английском языке, но у меня не было тогда возможности за это взяться. Ракитин - очень образованный человек, мне кажется у него много качеств, которые были и у самого Тургенева. Он внимательный, чувствительный, он переполнен внутри глубокими эмоциями.

Есть что-то общее у Ракитина и Онегина?

- Очень мало, я думаю. Только то, что они принадлежали к определенному слою общества. Но Ракитин - хороший человек, у него есть чувство морали, норм поведения. Его любовь к Наталье Петровне ставит перед ним очень сложные моральные вопросы. Но при этом он относится к ним без особого цинизма. А Онегин очень циничный. И нет никакого секрета - Тургенев сам сказал, что Ракитин - это он и есть.

Так что, по сути, я играю Тургенева. Я прочитал его биографию и понял, что он был человеком очень чувствительным, редкой доброты по отношению к другим людям. Поэтому, мне кажется, что между этими двумя мужчинами очень мало общего…

- У Тургенева Ракитину тридцать лет…

- Да, Тургенев, как и Чехов, всегда указывал конкретный возраст своих персонажей. Ракитин действительно моложе меня. Но мне было бы обидно из-за этого отказаться от роли. Потерять возможность сыграть такого персонажа.

Я видел очень много замечательных актеров, которые играли героев с разницей в 20 лет. Если точно следовать автору – это ограничивает интерпретацию режиссера. Вот Майкл Редгрейв, когда приехал в Москву в декабре 1958 года, играл Гамлета в 52 года! Кстати, Ракитина он играл тоже!

СПРАВКА «ВМ»

Рэйф Файнс – актер, режиссер, продюсер.

Лауреат кинопремий Тони, Bafta, премии Европейской киноакадемии - родился в Саффолке 22 декабря 1964 г. Окончил Лондонскую академию драматического искусства. Работал в театрах Ридженс-парк, Королевском национальном театре, Королевском шекспировском театре, где выходит на сцену и сейчас. В Лондонском театре Алмейда в середине 90-х годов с большим успехом сыграл главную роль в пьесе А.П.Чехова «Иванов». Неоднократный номинант на премию Оскар. За свои роли он множество раз признавался лучшим актером на многих международных кинофестивалях («Список Шиндлера», «Дитя Макона», «Телевикторина», «Английский пациент», «Вкус солнечного света», «Странные дни», «Чтец», «Преданный садовник», «Координаты «Скайфолл» и др.) Скоро на экранах появится фильм Уэса Андерсона с участием Р.Файнса «Гранд-отель «Будапешт». Одновременно он готовится к мировой премьере своей новой режиссерской работы – «Невидимая женщина», которая состоится на МКФ в Торонто. В нем речь пойдет о тайной любовной истории Чарльза Диккенса, роль писателя сыграл сам режиссер – Рэйф Файнс.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Вера Глаголева, режиссер:

- Эта пьеса ставилась и снималась уже столько раз на стольких языках, что очевидно: она интернациональна. Мне хочется, чтобы в героях нашего фильма сегодняшние зрители узнавали самих себя – хотя бы и в одеждах девятнадцатого века. Да, жизненные критерии поменялись, но нравственные проблемы остались те же.

Наталья Иванова, продюсер:

- Мы хотим этим фильмом поделиться общими с Тургеневым взглядами на жизнь. Рано или поздно каждый из нас задумывается над смыслом жизни, над тем, для чего живем, что такое честь, порядочность, настоящая любовь, страдания и т.д. Как раз об этом нам и говорит Тургенев. Это вечные вопросы, который каждый задает себе. И либо получает ответы, либо нет. Мы хотим показать не только то, что происходит сегодня, мы покажем безвозвратно потерянную страну. Но это шлейф нашей родины. Пусть мир это увидит…

Взято отсюда.