by Vera Glagoleva Based on stage play «A Month in the Country» by I. Turgenev

пресса о фильме

Сайт МедиаРязань о премьере фильма "Две женщины" (13.01.2015)

Две женщины

 

Предпремьерный показ фильма «Две женщины» состоялся в рязанском кинотеатре «Люксор» в «Барсе на Московском». Показу предшествовала пресс-конференция режиссёра фильма Веры Глаголевой и актёра Александра Балуева.

Вера Глаголева и Александр Балуев

Офциально фильм выйдет в прокат 22 января, однако он уже успел стать обладателем призов нескольких российских кинофестивалей. Картина снята по мотивам одной из самых репертуарных пьес российского театра «Месяц в деревне», написанной Иваном Тургеневым в 1850 году (действие происходит примерно в это же время). Оригинальное заглавие заменено на «Две женщины». Как пояснила Вера Глаголева, «Две женщины» — это тоже тургеневское название (знаменитый прозаик вначале озаглавил свою пьесу «Студент», затем «Две женщины», но потом остановился на «Месяце в деревне»). Как считает режиссёр, название «Две женщины» является более интригующим и лучше подходит для кинокартины.

Фильм рассказывает о запутанных любовных отношениях героев: Наталья Петровна, жена богатого помещика Аркадия Сергеича Ислаева, влюбляется в юного студента, учителя её сына. Те чувства к тому же студенту начинает испытывать и 17-летняя воспитанница Натальи Петровны Верочка. Между тем, у самой Натальи Петровны давно есть воздыхатель Ракитин, которому она не отвечает взаимностью… Вера Глаголева подчеркнула, что в 100-минутном фильме сохранены основные линии пяти актов пьесы, которая обычно идёт в театрах около четырёх часов. Сокращения были неизбежны, однако ни один диалог или монолог Тургенева не подвергся современной редактуре.

Вместе с Александром Балуевым режиссёр рассказала рязанским журналистам о фильме «Две женщины» и о кинематографе в целом.

Об адаптации пьесы для экрана
Вера Глаголева: Я не задумывалась, стимул это для меня или вызов — возможность впервые экранизировать данную пьесу. Для меня было интересно перенести это на экран. Благодаря в том числе и прекрасному оператору Гинтсу Берзиньшу, театрализованное действо прекратилось в кино. Мы сделали выжимку из пьесы — оставили, на мой взгляд, самое главное: взаимоотношения пяти главных персонажей, вокруг которых всё происходит.
Александр Балуев: Моя роль практически не была сокращена, иначе я превратился бы в Герасима, безмолвного наблюдателя. А вообще в фильме многие текстовые сокращения были заменены изобразительными средствами: например, взглядом в окно и тому подобным.

Об участии известного британского актёра Рэйфа Файнса
Вера Глаголева
: Это абсолютное счастье — работать с материалом этой пьесы. Файнса привлёк именно этот материал. Он знает Тургенева, знает классику, и он постарался сыграть роль на русском языке. Файнс был каким-то своим русским человеком, мы общались с ним с огромным удовольствием. Он был со всеми на равных, у него не было этой звёздной болезни, когда к актёру не подступиться.
Александр Балуев: А на вечеринках он танцевал со всеми женщинами, никого не забывал. Что же касается исполнения роли, то это было необыкновенное качество погружения в материал. Вообще он очень любит всё русское — без притворства. Например, в перерывах он читал «Евгения Онегина» на русском языке. 


Вера Глаголева: У него был огромный том биографии Тургенева, он всё время возил его с собой. Так как Тургенев сказал: «Ракитин — это я», то Файнсу, исполнителю роли Ракитина, было нужно узнать всё о Тургеневе. Мы вместе ездили в Орёл в Музей Тургенева, в Спасское-Лутовиново — он хотел подойти к истокам, понять, откуда у Тургенева всё это рождалось.
Александр Балуев: Это была не только дотошность профессионала — он искренне любит всё это. И эта любовь передавалась всем.

О самых ярких кинопремьерах последнего времени
Вера Глаголева
: Конечно же, нельзя не отметить «Левиафан», это очень серьёзная работа, мы поздравляем всю съёмочную группу. Ещё я отмечу «Август» с Мэрил Стрип, «Небраска», «Отель «Гранд Будапешт»». Из сериалов — «Мажор».

О любви
Вера Глаголева
: Что важнее: любить или быть любимой? Кстати, моя дочь задавала мне этот вопрос... В разном возрасте на этот вопрос отвечаешь по-разному. Сейчас мне кажется, что лучше быть любимой.
Александр Балуев: Мне кажется, в искусстве темы всего две: любовь или её отсутствие. Я согласен с Верой, что в разные жизненные периоды отношение к этому разное. А вообще что касается людей, живущих на этом шарике, то, конечно, лучше любить и быть любимым. 
 
Вера Глаголева: Может ли неразделённая любовь быть созидательной? Рэйф Файнс как раз играет человека, который влюблён в женщину без особой взаимности. Но он уже достиг такой степени этой любви, что ему достаточно просто быть рядом.
Александр Балуев: Я думаю, что если человек не слишком творческий и ему особенно не в чем выразиться, то именно это становится для него главным, ему надо искать эту взаимную любовь. Хотя тогда, бывает, это и разрушает. Войны порой начинаются из-за этих любовей и нелюбовей.

О «русской душе»
Александр Балуев
: Мы, русские, очень отличаемся от европейского сообщества. Не буду говорить, хорошо это или плохо. Однажды у меня встала машина под Москвой, я увидел деревеньку неподалёку и пошёл попросить о помощи. Постучал в окошко — можете себе представить, что я услышал в ответ. Так что я всё время вспоминаю эту «широту, открытость русской души». Так что как бы нам желаемое не выдать за реальность. Зато, например, в Грузии тебя впускают в каждый дом просто потому что ты гость и не всегда выпускают — не в заложники берут, а потому что ты не всегда можешь выйти из-за стола. Но никто не говорит о широте грузинской души, не пропагандирует эту тему — она, видимо, просто существует.
Вера Глаголева: Мне кажется, у нас что-то потеряно. Люди насторожились и стараются себя оградить.

Об исторической достоверности
Вера Глаголева
: Историческая достоверность — одна из составляющих нашей картины. Было прочитано и просмотрено очень много живописи, литературы про 50-е годы XIX века. У нас была совершенно замечательная художник по костюмам Елена Лукъянова. Она обошла столько магазинов ткани — просто ноги стоптала — и привозила мне кусочки ткани (естественно, натуральные, без всякой синтетики), чтобы я решила, берём мы это или не берём. Каждое платье отрабатывалось отдельно, мы ориентировались на журнал мод 1850 года. В Москве в Государственном музее Пушкина у нас была выставка костюмов, сшитых специально для съёмок. «Две женщины» мы снимали в усадьбе Михаила Глинки в селе Новоспасском Смоленской области, поэтому многие предметы в фильме аутентичны.
Александр Балуев: В этом и состоит ценность фильма — что это не некая стилизация, а воссоздание именно того мира, каким он был.

***
Пьеса «Месяц в деревне» экранизируется впервые. Характерно, что знаменитый театральный режиссёр Анатолий Эфрос приглашал в 1970-е годы Веру Глаголеву сыграть роль в одноимённом спектакле. Тогда Вера Глаголева отказалась от этого предложения. Сейчас жалеет об этом, зато теперь ей удалось стать не просто соучастницей, а главным автором воплощения этой пьесы на экране.
 
Оригинал здесь