by Vera Glagoleva Based on stage play «A Month in the Country» by I. Turgenev

пресса о фильме

Виктор Тихомиров: О ДВУХ И БОЛЕЕ ЖЕНЩИНАХ

Рыночные механизмы все нахальней вытесняют с экранов мало- мальски приличное кино. Ничто не должно отвлекать зрителя от восприятия рекламы, так что фильмы побуждающие к размышлениям или мечтам и препятствующие нарастающей тупости зрителя со временем будут все решительнее истребляться. Не сдающимся продюсерам, соответственно, честь и хвала!

Картина Веры Глаголевой "Две женщины" по пьесе Ивана Тургенева обязана ополчить против себя тех, кто воспринимает кино, исключительно как бизнес, поскольку  Вера сняла художественный фильм.

Тургенев нарисовал идиллическую картину, в которой все основные герои в разной степени влюблены, но так озабочены сберечь красоту, благородство и спокойствие неторопливо текущей жизни, что борьба за взаимность оборачивается борьбой благородств. Все из-за того, что пары на первых порах складываются в социальном отношении негармонические. Но главное, что привлекло к этому произведению авторов картины, как мне показалось, это  забытая атмосфера тогдашней русской жизни и природа порожденных ею любовных отношений.

В тех случаях, когда автор заботится об "атмосфере",  в моих глазах ему цены нет. Описанная же Тургеневым атмосфера, в свое время послужившая питательной средой и породившая художественную и литературную традиции, не оценена как следует до сих пор.                                                                                    

Революции и войны, потрясшие наше Отечество, можно сказать, испепелили возможность обращения к этой теме. Классика только и выручает, плюс авторы по настоящему любящие и ценящие ее.

Фильм более всего напоминает сон-воспоминание о навсегда утраченном времени, то есть выбран подход поэтический. Все диалоги, движение в кадре и само действие замедлены и это еще усложняет выбор режиссерских решений и безусловно актерскую игру, ведь им приходится проживать свои роли в другом, медленном времени, при том, что режиссеру нельзя упускать зрительского внимания. Помимо прочего, это еще и сложнейшая ритмическая задача.

Редко у меня возникает внутреннее согласие с выбором актеров режиссерами женщинами, особенно на мужские роли. Но не в  данном  случае, когда мне было не до критики, я просто смотрел кино.

До просмотра, я относился к приглашению Рэйфа Файнса на роль  Михаила Ракитина,  как к приглашениям наемных футбольных звезд, с легкой досадой и недоумением, поскольку уверен в неиссякаемости отечественных источников . Теперь же, нельзя представить себе другого актера в этой роли, да и при чтении первоисточника, всегда будет теперь вставать перед мысленным взором только он. Так точно и тонко актер справляется со своей задачей, что кажется дополняет и разъясняет лицом своим смысл Тургеневского текста, а возможно и улучшает его. К примеру выражение: "Тень пробежала по лицу " , пожалуй, никто так не проиллюстрирует, как он. И озвучена роль настолько   достойно , кажется сам Файнс и выбрал себе русский голос. Согласие мировой звезды сняться в нашем кино продиктовано было в первую очередь именно любовью к Тургеневу.

Ориентированность оператора-постановщика –латыша Гинтса Берзиньша на русскую живопись Венецианова, Сороки и др.  усиливает ощущение иного времени и , пожалуй, чувство Отечественной принадлежности,  близкого и родного. В иных случаях и звук не нужен, сам родится в воображении.

Почти не принято отмечать  работу гримеров и художников по костюмам, но отмечу и ее. В сочетании грима и костюмов заметна и мысль, и юмор и поддержка драматургии. Примелькавшийся в сериалах  Александр Балуева в роли  Аркадия-  мужа  Натальи Петровны, обретает вполне самостоятельный образ, лишенный расхожести.  Сама же Наталья Петровна так ослепительно хороша в своей изысканной прическе, что ревность ее к Верочке (Анна Ливанова) даже и странна. И ни один  персонаж не выглядит манекеном в старинной одежде, напротив,  будто все ее век носили.

Словом, картина стоящая. Жаль конечно, что никто из героев не совершил решительного поступка ради любви, но эта претензия к классику литературы, а какие тут могут быть претензии?

Виктор Тихомиров,
Художник, режиссер, сценарист