by Vera Glagoleva Based on stage play «A Month in the Country» by I. Turgenev

пресса о фильме

Зритель Римма Баран, Торонто, о фильме "Две женщины"

О фильме "Две женщины".
Моя благодарность, прежде всего, главным творцам-зачинателям: режиссёру Вере Глаголевой, продюсеру Наталье Ивановой, сценаристам. Я   безмерно благодарна им за  сохранённую классику, за то, что они не втиснули в неё никакой модернизм, не причесали ее по современной моде, не выхолостили никакими современными средствами, не устранили и не переиначили И.С. Тургенева. И поэтому получился фильм умный, духовный, как мудрая притча. И в то же время ненавязчивый, деликатный. Какое дивное   художественное полотно, светлое, благоухающее свежестью здорового леса и полевых трав, промытых теплым, сильным, очищающим дождём, разогретых ласковым, щедрым солнцем. Оператор - тонкий художник с исключительным чувством меры.

Когда кто-то пишет о фильме, как правило, вслед за похвалой встают какие-нибудь "Но", "Наряду" и т.п. Я же в данном случае совсем не могу быть критичной. Я смотрела и приняла  этот фильм, что называется, взахлёб. Более того, я сама была в нем. Соучастницей. Это бывает со мной очень, очень редко. Даже, когда мне нравится картина. Но, вот, в этот раз такое соучастие имело место быть. Мне понравилось всё: и настроение, и краски, и созданные образы, и динамика. 

Вспоминается, как начинает расти, подниматься, набирать силу фонтан, эта буря страсти!  Точно так же, как в финале фейерверк. Очень символично. Сначала действие развивается  вяло, тягомотно : день уже почти в разгаре, а обитатели усадьбы еще окончательно не  пробудились. Все, кроме маленького сына хозяйки, Верочки и Беляева (кровь молодая, душа невинная, лёгкая), передвигаются как в замедленном кадре,  лениво, тяжело. Какие-то все заторможенные, как будто придавленные чем-то. Дышать трудно, двигаться не хочется и даже разговаривать лень. Парит, наверное, гроза  будет. Она и случилась. Пришёл очищающий, судный ливень (ещё один - уж не главный ли персонаж?), промыл, вымыл всё пыльное,  слежавшееся, закупоривающее. Оставил всё чистое, ядреное, сильное, что нельзя размыть и растворить.  

А какие цельные, конкретные образы. Каждый герой - отдельная драма и отдельная победа. Потому что каждый - после жестокой, изнурительной борьбы с самим собой - вышел из неё  победителем, состоялся и остался человеком в самом высоком смысле этого понятия. 

Наталья Петровна (Анна Астраханцева) - жена владельца имения. Тонкая, чистая (да, непременно, чистая), нежная, добрая душа, никогда не знавшая  сумасшедшего, простецкого бабьего счастья. Отсюда - растерянность, смятение, меланхолия, которые она испытывает при появлении в поместье  молодого учителя Беляева. Отсюда - борьба с собой, нежелание признаться себе в новом, охватившем ее состоянии. Отсюда - неблаговидное  поведение в отношении своей воспитанницы Верочки, к которой она до сей поры питала самые нежные чувства. Однако, она - не подлая, пустая, эгоистичная вертихвостка. Она - воистину Женщина, сумевшая посмотреть правде в глаза, пусть не способная задавить поглотившую её страсть, но  зато способная оценить и заклеймить своей души не столь достойные порывы. И она несомненно заслуживает сострадания, прощения и уважения.

Помещик Аркадий Ислаев (Александр Балуев) и его давний друг Михаил Ракитин (Ralph Fiennes) - какой сильный литературный и актерский дуэт.  Оба они проходят через мучительные, испепеляющие страдания. Ислаев уверен, что Наталья Петровна любит Ракитина, а, ведь, он сам безгранично   глубоко любит свою жену, не мыслит жизни без неё.  

Но и Михаил Ракитин давно и  серьёзно любит жену Аркадия. При этом, они самые близкие, друзья, беспредельно любящие друг друга. Нужны ли какие-то слова, чтобы описать эту ситуацию, объяснить их душераздирающие мучения? Сколько благородства, чести, верности настоящей мужской дружбе, великодушия в этом, казалось бы, приземлённом, не романтичном помещике.  Сколько честности, преданности, деликатности  в давнем друге семьи Ракитине. Сколько в нем жертвенной, оберегающей любви к женщине и к своему другу. Сколько доброты, снисходительности, милосердия  к своему счастливому молодому сопернику Беляеву. Балуев великолепен. Такое лицо нельзя   просто сыграть или надеть, его надо глубоко пережить: лицо обескураженного, ошеломленного ребенка, получившего первый неожиданный удар от  милостивой доселе жизни.  Ralph Fiennes !? Это имя говорит само за себя. Он способен создавать образ без слов.  Его глаза..., его улыбка... Они сами  по себе рассказчики  и слушатели. Именно таким должен быть Ракитин.  

Верочка. Юная девушка, ничем не обременённая, беззаботно счастливая. Ничто ещё не омрачало ее спокойную, не богатую событиями жизнь, в  которой недавно появился новый персонаж. Ей нравится общество нового учителя. Ей нравится проводить с ним время, говорить с ним, радоваться  около него. Ей нравится, что между ними установились в какой-то мере доверительные отношения. Она чувствует некую общность, равенство между  ними. Но по-настоящему она понимает и определяет своё отношение к  Беляеву только, когда догадывается о чувстве своей благодетельницы к нему. Всё моментально меняется. Порхающая бездумно бабочка превращается в раненную женщину, на которую внезапно свалилось сразу все - неразделенная любовь, ущемленное достоинство, пронзительная удушливая ревность, почти физическая боль отвергнутого существа, бессилие. Всё это -  вместе с протестом, безысходностью, смирением и в конце концов возрождением -  по-моему, вполне ярко показано, а не « размазано», актрисой Анной Левановой.

Алексей Беляев. Приятный, не выдающейся, но привлекательной внешности  молодой человек.  Уравновешенный, спокойный, без какой-либо заметной индивидуальности. И вдруг на него обрушивается любовь сразу   двух женщин, событие, перевернувшее и повернувшее его жизнь. Такое способно вознести человека, но также способно растоптать, уничтожить.  Иногда это как удар молнии. Не каждый выживает. Женщина, на которую он не смел глаза поднять, которая была для него непокоримой вершиной,  недосягаемой звездой, вдруг признаётся, что любит его. Она готова ради этой любви пожертвовать всем - семьёй, благополучием, честью. Разве  можно отказаться от такого счастья? Разве можно противостоять этой кипящей лаве? Он полон решимости нырнуть в неё, как говорят, испить из чаши блаженства. И, кто знает, может быть, это и была бы его первая, но далеко не единственная чаша. Если бы не Ракитин. Благодаря терпеливому, умному, деликатному, ведомому большим искренним чувством Ракитину, Беляев побеждает своё чувство к Наталье Петровне,  под которым могло бы быть погребено несколько судеб. И, ведь, в принципе, ему не чужды моральные и нравственные   ценности. Он не змей искуситель и не хочет причинять боль Верочке. Поэтому мягко, осторожно старается объяснить  своё отношение к ней. Он покидает имение и, по-видимому, можно верить, что отныне он всегда будет выбирать такую же широкую, прямую (а не извилистую)  дорогу, по какой  сейчас уходит в свою будущую жизнь. Правда, должна сказать (вот, всё-таки появилось одно "наряду"), что образ Беляева мне показался менее  убедительным, менее ярким, чем остальные. Мне было не просто поверить, что такая женщина, как Наталья Петровна, вот так безрассудно воспылала  чувством к нему. Мне кажется, не хватает ему какого-то внутреннего огня. 

Итак, все живы, все выстояли и победили. Почти без кровавых потерь. Жизнь продолжается. Искристые, могучие фейерверки тому подтверждение.

Фильм чудный, добрый, без надрыва. Он - гимн человеческому достоинству, гордости, духовности, порядочности, совести, благородству, гимн любви, дружбе, долгу человека перед самим собой и перед другими. Словом, гимн человеку. 

Огромное спасибо всем создателям этого фильма.